home forum print email
Главная О компании и услугах Новости Запись на консультацию Полезные сайты
English version Русская версия
РАЗДЕЛЫ САЙТА
Форум
Справка
Аналитика
Трудоустройство
Поиск
БЫСТРЫЙ ПОИСК
ПАРТНЁРЫ
Интернет-ресурс для бухгалтера
Стать партнером
РЕЙТИНГИ
Rating All.BY   Rambler's Top100  
   

Аналитика

07/01/2005
Информация о свободных экономических зонах в Республике Беларусь

Общие сведения о СЭЗ

В Республике Беларусь продолжается процесс образования территорий, на которых, по замыслу законодателей, действует более благоприятный, чем обычный, правовой режим для осуществления предпринимательской деятельности.
Речь идет о свободных экономических зонах (СЭЗ). Их количество в Республике Беларусь совпадает с количеством областей. Все зоны республики созданы на определенный срок. Так, СЭЗ «Витебск», «Минск», «Могилев» и «Гродноинвест» созданы сроком на 30 лет, а СЭЗ «Брест» и «Гомель-Ратон» - на 50 лет.
О месте расположения СЭЗ говорят их названия.
Создание и деятельность СЭЗ в государстве регулируются Законом от 07.12.1998 «О свободных экономических зонах», Указами Президента о создании каждой конкретной СЭЗ и другими нормативными правовыми актами. Каждая СЭЗ действует на основании положения, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь, где указываются название СЭЗ, срок, на который она создается, цели создания и задачи СЭЗ, особенности правового режима в данной СЭЗ, структура и компетенция органов управления и контроля в СЭЗ, порядок их взаимоотношений с субъектами хозяйствования СЭЗ и т.д. Такой подход к правовому регулированию СЭЗ позволяет устанавливать различные правовые режимы в каждой свободной экономической зоне, однако в действительности действующие в шести СЭЗ республики правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности имеют лишь незначительные отличия.

Правовой режим СЭЗ

Специальный правовой режим СЭЗ включает нормы, устанавливающие особенности в следующих сферах:
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ,
- ФОРМИРОВАНИЕ УСТАВНОГО ФОНДА,
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Льготный характер налогового режима СЭЗ выражается во-первых, в закрытом ограниченном перечне действующих на территории СЭЗ видов налогов и неналоговых платежей, и, во-вторых, в уменьшенном размере ставок некоторых налогов по сравнению с действующими на территории республики. Причем увеличение перечня и ставок налогов в период существования СЭЗ не допускается.
- ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Ключевым при характеристике таможенного регулирования в СЭЗ является понятие свободной таможенной зоны (далее - СТЗ). Во-первых, СТЗ - это часть территории СЭЗ, которая определяется индивидуально для каждого резидента СЭЗ администрацией СЭЗ по согласованию с ГТК Республики Беларусь. Статус этих участков территории отличается от территории СЭЗ в целом: в то время как территория самой СЭЗ является частью таможенной территории Республики Беларусь, территории свободных таможенных зон, по общему правилу, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Республики Беларусь (ч. 2. ст. 3 Таможенного кодекса). Периметры этих участков территории признаются таможенной границей Республики Беларусь. Во-вторых, СТЗ - это таможенный режим, заявителем которого может быть резидент СЭЗ (в таможенной декларации он обозначается СЗ). Этот режим характеризуется тем, что иностранные товары размещаются и используются в территориальных границах СТЗ без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а отечественные товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта в порядке, определяемом Таможенным кодексом (ст. 75 ТК). Особенности взимания таможенных пошлин и налогов и применения мер экономической политики при заявлении режима СЗ регламентируются Положением о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию свободной таможенной зоны и вывозимых с ее территории, утвержденном приказом ГТК Республики Беларусь от 24.08.99 № 374-ОД.
- ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Порядок проведения валютных операций резидентами СЭЗ регулируется Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004. Названные Правила устанавливают возможность осуществлять расчеты в иностранной валюте между резидентами СЭЗ и иными резидентами Республики Беларусь.
- БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Особенности банковской деятельности на территории СЭЗ устанавливаются Правилами создания и регулирования деятельности банков на территории СЭЗ Республики Беларусь, утвержденными постановлением Правления Национального банка от 28.06.2001 № 174. Их можно подразделить на три группы:
1) особенности, связанные с созданием и организационными основами банка,
2) особенности, связанные с осуществлением банковских операций и получением лицензий,
3) особенности, связанные с установлением экономических нормативов и резервных требований.

Пределы действия правового режима СЭЗ

При планировании предпринимательской деятельности на территории СЭЗ необходимо иметь ввиду, что действие специального правового режима СЭЗ имеет свои пределы и определяется тремя критериями:
- субъективным (1),
- территориальным (2),
- вида деятельности (2).
(1) Специальный правовой режим СЭЗ распространяется не на всех субъектов хозяйствования, расположенных на территории СЭЗ, а только на ее резидентов. «Обычные» субъекты хозяйствования, даже если они расположены на территории СЭЗ, осуществляют предпринимательскую деятельность в соответствии с общим законодательством Республики Беларусь.
(2) Специальный правовой режим СЭЗ распространяется только на ту предпринимательскую деятельность резидентов СЭЗ, которая осуществляется ими на территории СЭЗ. Это не означает запрета заниматься предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ (в том числе создавая обособленные подразделения), однако влечет обязанность ведения раздельного учета совершаемых в и за пределами СЭЗ операций (сделок) и применения соответствующего законодательства.
(3) Критерий вида деятельности при определении сферы действия специального правового режима СЭЗ проявляется двояко.
Во-первых, Законом о СЭЗ запрещено осуществление в СЭЗ ряда видов деятельности. Среди них: производство, переработка, хранение, продажа культур, содержащих наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества; производство водки, ликера и других алкогольных напитков, за исключением шампанских, игристых, сухих, полусухих, виноградных крепленых вин, пива; производство табачных изделий; производство ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок; организация лотерей; подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания типографий, радио и телевидения; лечение больных, страдающих опасными и особо опасными инфекциями.
Во-вторых, помимо названных видов деятельности, осуществлять которые резидент СЭЗ вообще не может, существуют виды деятельности, которыми резидент СЭЗ вправе заниматься, но при условии соблюдения общих правил, действующих в Республике Беларусь. Так, в СЭЗ «Минск» и «Гомель-Ратон» права и льготы, предусмотренные специальным правовым режимом, не распространяются на торгово-закупочную деятельность, розничную торговлю и общественное питание; в СЭЗ «Витебск» - на торговую и торгово-закупочную деятельность; в СЭЗ «Брест» налоговые льготы не распространяются на деятельность, связанную с игорным бизнесом.
Как отмечено выше, специальный правовой режим СЭЗ распространяется на конкретного субъекта хозяйствования с момента его регистрации в качестве резидента СЭЗ в администрации СЭЗ. Обязательными предпосылками такой регистрации являются:
- расположение коммерческой организации на территории СЭЗ,
- прохождение конкурса на право осуществления деятельности в СЭЗ, проводимом администрацией СЭЗ
- заключение с администрацией СЭЗ договора об условиях деятельности в СЭЗ.
По общему правилу, администрация СЭЗ, помимо осуществления регистрации в качестве резидента СЭЗ, проводит и государственную регистрацию создающихся на территории СЭЗ субъектов.
В связи с этим на практике возможны следующие варианты:
(А) государственная регистрация юридического лица и его регистрация в качестве резидента СЭЗ осуществляются одновременно с выдачей двух свидетельств в один день;
(Б) сначала происходит государственная регистрация и выдается свидетельство о государственной регистрации, а затем регистрация в качестве резидента СЭЗ с выдачей соответствующего свидетельства.
Промежуток времени между двумя видами регистрации не регламентируется. Оба варианта имеют свои особенности, которые в каждом конкретном случае могут быть расценены по-разному.
© ЧУП «Царев и партнеры», 2005

©Компания "Царев и партнеры" 2004-2011.