home forum print email
Главная О компании и услугах Новости Запись на консультацию Полезные сайты
English version Русская версия
РАЗДЕЛЫ САЙТА
Форум
Справка
Аналитика
Трудоустройство
Поиск
БЫСТРЫЙ ПОИСК
ПАРТНЁРЫ
Интернет-ресурс для бухгалтера
Стать партнером
РЕЙТИНГИ
Rating All.BY   Rambler's Top100  
   

Аналитика

09/01/2007
Cравнительный анализ нормативных актов о госзакупках

Специалистами нашей компании подготовлен сравнительный анализ постановления Совета Министров от 19 мая 2003 года № 652 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ, услуг» и Указа Президента республики Беларусь от 25 августа 2006 года № 529 «О государственных закупках».
I. Сфера применения нормативных правовых актов

Сфера применения Указа Президента республики Беларусь от 25 августа 2006 года № 529 «О государственных закупках» (далее - Указ № 529) гораздо шире, чем сфера применения Постановления Совета Министров от 19 мая 2003 года № 652 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ, услуг» (далее – Постановление № 652) что выражается в следующем:
1) если в соответствии с п. 1.1. Постановления № 652 Положение о порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг на тендерной основе (далее – Положение о тендерах) распространялось исключительно на закупки, финансируемые из средств республиканского бюджета, то согласно п.1.1. Указа № 529 нормы действия Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (далее – Положение о поставщиках) регулирует проведение закупок не только за счет республиканского, но и за счет местного бюджетов. Кроме того, Указ № 529 включил в понятие «средства бюджета» кредиты, льготируемые за счет средств бюджета.

2) если Постановление № 652 регулирует только закупки для республиканских государственных нужд, то из смысла Указа № 529 следует, что он регулирует осуществление закупок и для местных государственных нужд.

Анализ двух нормативных правовых актов дает основание сделать вывод о том, что нормы Указа № 529 и, соответственно, Положения о поставщиках распространяются на все виды закупок, осуществляемые за счет средств государственного бюджета, за исключением:
1) закупок, осуществляемых организациями, имущество которых находится в республиканской собственности (если они по смыслу ст. 16 Налогового кодекса не относятся к бюджетным организациям), и которые осуществляют закупки товаров (работ, услуг) для собственного производства и потребления, если данные закупки проводятся не за счет средств республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных, внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов (п.1.1. Постановления № 652);
2) закупок, осуществляемых организациями, доли (акции) в уставном фонде которых принадлежат Республики Беларусь или республиканским  юридическим лицам, и которые осуществляют закупки товаров (работ, услуг) для собственного производства и потребления, если данные закупки проводятся не за счет средств республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных, внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов (п.1.1. Постановления № 652);
3) закупки товаров по перечню, определяемому Министерством торговли, которые проводятся за счет средств республиканского бюджета Белорусским концерном по материальным ресурсам;
4) закупки, которые осуществляются юридическими лицами независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями за счет средств (полностью или частично) республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных, внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, либо при исполнении программ, утвержденных Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, в следующих случаях (п. 2 Положения о поставщиках):
 закупки товаров (работ, услуг) ежемесячно на сумму, не превышающую 30 базовых величин;
 закупки товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) только одним юридическим или физическим лицом, в том числе, если только конкретное юридическое или физическое лицо обладает исключительными правами на поставку данных товаров (выполнение работ, оказание услуг) (проводится процедура переговоров либо прямая процедура п.5.5 и п. 6.2.3 Положения о тендерах);
 закупки товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь, поставщики (подрядчики, исполнители) которых в целях оказания отечественным изготовителям (подрядчикам, исполнителям) государственной поддержки определены в решениях Президента Республики Беларусь;
 закупки товаров у организаций уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел (проводится процедура переговоров либо прямая процедура п.5.5 и п. 6.2.3 Положения о тендерах);
 закупки товаров (работ, услуг) в рамках осуществления творческого проекта либо творческой деятельности в области искусства и культуры;
 товаров (работ, услуг) в рамках международных договоров о взаимной торговле;
 закупки материальных ценностей, реализуемых из государственного и мобилизационного материальных резервов.

Закупки в вышеуказанных случаях, если иное не предусмотрено в специальных нормативных правовых актах, регулирующих тот или иной вид закупок, должны регулироваться Постановлением № 625. Закупки, осуществляемые Белорусским концерном по материальным ресурсам, также регулируются Инструкцией о порядке взаимодействия организаций при осуществлении закупок товаров, тендеры по которым проводит Белорусский концерн по материальным ресурсам, утвержденной Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 23.12.2002 N 53/168/289

II. Сравнительный анализ отдельных положений двух нормативных правовых актов

1. Платежи по закупкам

В соответствии с п. 1.2 Постановления № 625 платежи по закупкам осуществляются через органы казначейства и уполномоченные банки, согласно же п. 1.8 Указа № 529 оплата закупок производится главными управлениями Министерства финансов по областям (г. Минску), их отделениями либо уполномоченными банками.

2. Тендерные комиссии

Указ № 529 устанавливает, что в отношении определенного перечня товаров процедура закупок проводится специальными тендерными комиссиями:
1) конкурсы (иные виды процедур закупок) по государственным закупкам товаров для нужд сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности по перечню, определяемому Президентом Республики Беларусь, осуществляются Республиканской комиссией по проведению конкурсов по государственным закупкам товаров для нужд сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (п. 1.3. Указа № 529);
2) при осуществлении Министерством внутренних дел, Министерством обороны, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Комитетом государственной безопасности, Государственным таможенным комитетом, Государственным комитетом пограничных войск, Государственным военно-промышленным комитетом и подчиненными им организациями государственных закупок товаров по перечню, определяемому Президентом Республики Беларусь, конкурсы (иные виды процедур закупок) проводятся соответствующей межведомственной комиссией по выбору поставщиков, состав которой утверждается Президентом Республики Беларусь (п. 1.4. Указа № 529);
3) рассмотрение и утверждение результатов проведенных конкурсов (иных видов процедур закупок) по закупке медицинской техники и изделий медицинского назначения, лекарственных средств осуществляются:
 Республиканской конкурсной комиссией по государственным закупкам медицинской техники, изделий медицинского назначения и лекарственных средств - при государственной закупке медицинской техники и изделий медицинского назначения на сумму 8000 базовых величин и более, лекарственных средств на сумму 1000 базовых величин и более;
 областными (Минской городской) конкурсными комиссиями по закупке медицинской техники и изделий медицинского назначения - при закупке за счет средств местных бюджетов, в том числе местных целевых бюджетных фондов, а также местных внебюджетных и инновационных фондов медицинской техники и изделий медицинского назначения на сумму 2500 базовых величин и более, за исключением случаев, когда утверждение результатов проведенных конкурсов (иных видов процедур закупок) осуществляется Республиканской конкурсной комиссией по государственным закупкам медицинской техники, изделий медицинского назначения и лекарственных средств;
 областными (Минской городской) конкурсными комиссиями по закупке лекарственных средств - при закупке за счет местных бюджетов, в том числе местных целевых бюджетных фондов, а также местных внебюджетных и инновационных фондов лекарственных средств на сумму 500 базовых величин и более, за исключением случаев, когда утверждение результатов проведенных конкурсов (иных видов процедур закупок) осуществляется Республиканской конкурсной комиссией по государственным закупкам медицинской техники, изделий медицинского назначения и лекарственных средств (п.1.5. Указа № 529)

Что касается Постановления № 625, то предусматривается единственный случай, когда проведение тендеров осуществляется специально созданной тендерной комиссией. Так, п.1.4 Постановления № 625 устанавливает, что для проведения тендеров на закупку товаров, работ и услуг на сумму, эквивалентную 300 тыс. евро и более, образуются комиссии, права и полномочия которых определяются в соответствии с Типовым положением о тендерной комиссии, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь. При проведении закупок товаров, работ и услуг на указанную сумму для собственных нужд республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, персональный состав комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь. При проведении закупок товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета и внешних государственных займов на указанную сумму юридическими лицами, находящимися в ведении (входящими в состав) республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, персональный состав комиссии утверждается указанными органами (организациями) после согласования с Комитетом государственного контроля.

3. Термины и определения

3.1. В отличие от Постановления № 625, Указ № 529 не дает легального определения таких понятий как закупка, товары, работа, услуги.
3.2. Необходимо отметить, что Указ № 529 не оперирует категорией «пороговая цена», которая имеет значение для определения вида процедур осуществления закупки.
3.3. Как Указ № 529, так и Постановление № 625 направлены на поддержку отечественного производителя. В этих целях вводится понятие «преференциальная поправка». Однако Указ № 529 закрепил иное содержание данного понятия. Так, если в соответствии с п. 17 Положения о тендерах под преференциальной поправкой понимается увеличение на 25 процентов цен тендерных предложений (предложений) претендентов, предлагающих товары (работы, услуги) иностранного происхождения, то согласно п. 109 Положения о поставщиках преференциальная поправка - это уменьшение цены конкурсного предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь, на 15 процентов.


4. Участники процедуры закупок

4.1. Положение о тендерах расширительно трактует понятие «отечественный претендент», под которым понимает не только юридических и физических лиц, являющихся резидентами Республики Беларусь, но и лиц, которые являются резидентами Российской Федерации, или иного государства, с которым Республика Беларусь имеет международный договор, устанавливающий равный взаимный доступ к участию в закупках товаров (работ, услуг). Что касается Положения о поставщиках, то под «белорусскими участниками» применяется только юридические лица, включенные в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или физические лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, участвующие в процедуре государственной закупки в качестве потенциального поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4.2. Согласно п. 7 Положения о тендерах предусматривает, что участниками тендеров являются: руководитель заказчика, ответственное лицо из состава персонала заказчика или ответственное за проведение закупок структурное подразделение заказчика, Белорусский концерн по материальным ресурсам, временно или постоянно действующая тендерная комиссия, претенденты, специалисты, наблюдатели (представители Комитета государственного контроля).
Положение о поставщиках предусматривает наличие еще двух участников закупок:
 организатор - юридическое лицо, которое вместо заказчика уполномочено Президентом Республики Беларусь на организацию процедур закупок с участием представителя заказчика, за исключением заключения договоров с выбранными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), или государственным органом (организацией) в случае, определенном Президентом Республики Беларусь;
 уполномоченная организация - юридическое лицо, которое уполномочено Президентом Республики Беларусь на осуществление закупок для заказчиков в соответствии с процедурами, предусмотренными в настоящем Положении, или государственным органом (организацией) в случае, определенном Президентом Республики Беларусь.

4.3. В соответствии с Положением о поставщиках в зависимости от вида процедуры закупок предусмотрено создание двух видов комиссий: конкурсная комиссия (не менее 5 человек) и ценовая (не менее 3 человек) (п. 21)
4.4. Положение о поставщиках  в императивной форме устанавливает категории субъектов, которые не могут выступать в роли потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Так, в соответствии с п. 24 участником не может быть:
 организатор, уполномоченная организация в проводимых ими процедурах закупок;
 юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации или признанное в установленном законодательными актами порядке экономически несостоятельным (банкротом), а также индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности или признанный в установленном законодательными актами порядке экономически несостоятельным (банкротом);
 юридическое или физическое лицо, представившее недостоверную информацию о себе;
 юридическое или физическое лицо, не представившее либо представившее неполную (неточную) информацию, касающуюся его квалификационных данных, и отказавшееся представить соответствующую информацию в приемлемые для заказчика (организатора, уполномоченной организации) сроки;
 юридическое или физическое лицо, не соответствующее квалификационным требованиям;
 юридическое или физическое лицо, не соответствующее требованиям, предъявляемым законодательством к осуществлению поставки товаров (выполнению работ, оказанию услуг), являющихся предметом конкурса или иного вида процедуры закупки.
Кроме того, если ориентировочная стоимость закупки составляется менее 8000 базовых величин, то к участию в процедурах закупок допускаются только белорусские участники, предлагающие товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь. В случае, если производство товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь отсутствует или недостаточно, к участию в процедурах закупок допускаются участники, предлагающие товары (работы, услуги) иностранного происхождения (п. 32).

5. Обеспечение обязательств поставщика

Указ № 529 ограничил виды обеспечения выполнения поставщиком (подрядчиком) своих обязательств по договору закупки. Так, в соответствии с п. 82 Положения о поставщиках в качестве такого могут выступать только банковская гарантия, поручительство и залог. П. 85 устанавливает, что размер конкурсного обеспечения не может превышать трех процентов цены конкурсного предложения. В соответствии же с п. 47 Положения о тендерах характер, форма, сумма и другие условия тендерного обеспечения, а также требования к учреждению или организации, выдающим или подтверждающим тендерное обеспечение претендента, определяются заказчиком в тендерных документах.

6. Виды процедур закупок

Указ № 529 устанавливает иную классификацию для процедур закупок.
Так, Положение о тендерах в качестве одного из критериев определения вида процедуры закупок использует категорию «пороговая цена», которая равна 80 тысяч евро по официальному курсу Национального банка на дату принятия решения о проведении закупки. В зависимости от соотношения цены контракта закупки и пороговой цены в соответствии с п. 4 Положения о тендерах проводят следующие процедуры закупок:
1. при ориентировочной цене контракта закупки, равной или выше пороговой:
 открытая процедура тендера;
 ограниченная процедура тендера;
 процедура переговоров;
2. при ориентировочной цене контракта закупки ниже пороговой:
 упрощенная процедура тендера;
 прямая процедура закупки;
3. в случае, если в соответствии с данным Положением о тендерах в процедуре закупки могут участвовать иностранные и отечественные претенденты, предлагающие товары, работы и услуги иностранного происхождения, то такая закупка осуществляется по открытой процедуре тендера.
Основным видом процедур закупок при ориентировочной цене контракта закупки, равной или выше пороговой, является открытая процедура тендера. Однако при закупке технически сложных товаров, сложных работ и услуг в целях ограничения числа претендентов, способных обеспечить удовлетворительное осуществление контракта закупки, а также уточнения вопросов, связанных с предметом закупки, заказчик может принять решение об использовании ограниченной процедуры тендера.

В соответствии с п. 5 Положения о поставщиках в зависимости от ориентировочной стоимости закупки (исходя из годовой потребности, определенной в годовом плане закупок) проводятся следующие виды закупок
 от 30 до 1000 базовых величин - процедура оформления конкурентного листа;
 от 1000 до 8000 базовых величин - процедура запроса ценовых предложений;
 от 8000 базовых величин и более - конкурсы;
 от 30 базовых величин и более - процедура закупки из одного источника (в случаях, указанных в главе 29 Положения о поставщиках).
Конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Открытый и закрытый конкурсы могут быть двухэтапными.

7. Планирование закупок

Положение о поставщиках обязывает заказчиков ежегодно до 1 марта формировать и утверждать годовой план закупок с учетом средств, выделенных ему для закупок (п.9). В годовом плане закупок указываются:
 полное наименование и место нахождения заказчика;
 перечень и объемы (в натуральном или денежном выражении) товаров (работ, услуг);
 источник финансирования закупки;
 ориентировочные сроки осуществления закупок.
Заказчик обязан направлять годовой план закупок (за исключением закупок, сведения о которых могут составлять государственные секреты) в течение семи календарных дней после его утверждения для размещения в официальном (дополнительном) печатном издании и на официальном (дополнительном) сайте, предусмотренных в п.1.7 Указа № 529, утверждающего данное Положение.
На основании годового плана закупок разрабатывает задание на закупку, за исключением закупки с применением процедуры оформления конкурентного листа.
Положение о поставщиках более подробно, чем Положение о тендерах (п.4 Положения о тендерах) регулирует вопросы разработки и утверждения задания на закупку.
Так, в задании на закупку, утверждаемом руководителем (уполномоченным им заместителем) заказчика (организатора, уполномоченной организации) либо индивидуальным предпринимателем, должны указываться:
 наименование и количество (объем) подлежащих закупке товаров (работ, услуг) и при необходимости требования к каждому из них;
 ориентировочная стоимость закупки;
 источник финансирования закупки;
 вид процедуры закупки и обоснование его выбора;
 критерии для выбора наилучшего предложения (конкурсного, ценового) и поставщика (подрядчика, исполнителя);
 информация о допуске юридических и физических лиц к участию в процедуре закупки по государственной принадлежности и происхождению предлагаемых ими товаров (работ, услуг);
 комиссия, структурное подразделение и (или) ответственное лицо из состава персонала заказчика (организатора, уполномоченной организации), на которых возлагается проведение процедуры закупки, либо необходимость передачи данных функций организатору, уполномоченной организации или комиссии, создаваемой Президентом Республики Беларусь;
 при необходимости иные сведения.
Задание на закупку подлежит:
 согласованию с Президентом Республики Беларусь - при осуществлении закупок стоимостью 500000 базовых величин и более;
 согласованию с Советом Министров Республики Беларусь - при осуществлении закупок стоимостью от 200000 до 500000 базовых величин, за исключением закупок с участием комиссий (организаторов, уполномоченных организаций), создаваемых (определяемых) Президентом Республики Беларусь;
 согласованию с комиссией по повышению конкурентоспособности экономики, создаваемой Советом Министров Республики Беларусь, облисполкомами или Минским горисполкомом, - в случае закупки с применением конкурсов товаров (работ, услуг) по перечню, утверждаемому указанными органами. Процедура данного согласования устанавливается соответственно Советом Министров Республики Беларусь, облисполкомами или Минским горисполкомом;
 научно-технической экспертизе в Национальной академии наук Беларуси - при приобретении высоких технологий и дорогостоящего оборудования. Порядок осуществления такой экспертизы определяется Советом Министров Республики Беларусь.

8. Выбор поставщика

Указ регламентирует компетенцию заказчика и государственных органов при принятии решения о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя). Так, по общему правилу решение о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается заказчиком (п. 48 Положения о поставщиках).
Согласно п. 49 Положения о поставщиках в случае, когда:
 Президент Республики Беларусь создает комиссии для проведения конкурсов (иных видов процедур закупок) в целях выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) или комиссии для утверждения решений заказчика (организатора, уполномоченной организации) о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определяет организаторов или уполномоченные организации, - решение о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается этими комиссиями, организаторами, уполномоченными организациями;
 областная (Минская городская) конкурсная комиссия по закупке медицинской техники и изделий медицинского назначения или областная (Минская городская) конкурсная комиссия по закупке лекарственных средств рассматривает и утверждает результаты проведенных конкурсов (иных видов процедур закупок), - решение о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается этой комиссией.
П. 50 Положения о поставщиках устанавливает, что решение заказчика (организатора, уполномоченной организации) либо комиссии о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) подлежит согласованию:
 с Президентом Республики Беларусь - при осуществлении закупок стоимостью 500000 базовых величин и более;
 с Советом Министров Республики Беларусь - при осуществлении закупок стоимостью от 200000 до 500000 базовых величин, за исключением случаев осуществления закупок с участием комиссий (организаторов, уполномоченных организаций), создаваемых (определяемых) Президентом Республики Беларусь;
 с вышестоящим органом (в порядке, им устанавливаемом) - при осуществлении закупок стоимостью от 8000 до 200000 базовых величин, за исключением случаев осуществления закупок с участием комиссий (организаторов, уполномоченных организаций), создаваемых (определяемых) Президентом Республики Беларусь.


III. Отдельные виды процедур закупок по Указу № 529

Открытый конкурс (Раздел II Положения о поставщиках)
Открытый конкурс проводится при ориентировочной стоимости закупки от 8000 базовых величин и более
Открытый конкурс - это способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик информирует о проводимом конкурсе путем открытой публикации извещения о проведении конкурса.
Процедура проведения открытого конкурса аналогична процедуре открытой процедуре проведения тендеров, предусмотренной Положением о тендерах.
При наличии задания на закупку с применением открытого конкурса руководитель (уполномоченный им заместитель) заказчика (организатора, уполномоченной организации) либо индивидуальный предприниматель утверждает график проведения открытого конкурса, который должен содержать:
 перечень мероприятий и сроки их выполнения;
 фамилии, имена и отчества лиц, ответственных за выполнение мероприятий, из состава персонала заказчика (организатора, уполномоченной организации) и конкурсной комиссии.
Заказчик (организатор, уполномоченная организация) извещает о проведении открытого конкурса посредством размещения в официальном (дополнительном) печатном издании и на официальном (дополнительном) сайте приглашения к участию в открытом конкурсе (далее - конкурсное приглашение).
Заказчик (организатор, уполномоченная организация) также вправе дополнительно известить о проведении им открытого конкурса посредством размещения конкурсного приглашения в любых иных средствах массовой информации, рассылки конкурсного приглашения известным ему белорусским и иностранным юридическим и физическим лицам, производящим закупаемые им товары (выполняющим работы, оказывающим услуги).
Конкурсное приглашение считается опубликованным с даты выпуска номера официального (дополнительного) печатного издания, содержащего это приглашение.
Конкурсное приглашение размещается после подготовки конкурсных документов.
Конкурсные документы утверждаются руководителем (уполномоченным им заместителем) заказчика (организатора, уполномоченной организации) либо индивидуальным предпринимателем.
Заказчик (организатор, уполномоченная организация) обязан по обращению любого юридического или физического лица выдать конкурсные документы на условиях, указанных в конкурсном приглашении, после размещения конкурсного приглашения. Заказчик (организатор, уполномоченная организация) также обязан при обращении любого юридического или физического лица представить конкурсные документы для ознакомления, после чего конкурсные документы должны быть возвращены представившему их заказчику (организатору, уполномоченной организации). Ознакомление с конкурсными документами осуществляется в месте, указанном заказчиком (организатором, уполномоченной организацией).
Выдача конкурсных документов должна сопровождаться регистрацией участников, получивших конкурсные документы, с указанием наименования и места нахождения, контактного телефона участника.
Конкурсные документы могут представляться бесплатно или за плату на основании решения заказчика (организатора, уполномоченной организации). Размер платы за конкурсные документы определяется заказчиком (организатором, уполномоченной организацией), но не может превышать фиксированный размер, определяемый Советом Министров Республики Беларусь.
Конкурсное предложение оформляется в письменном виде в соответствии с требованиями конкурсных документов. При необходимости конкурсное предложение представляется в нескольких экземплярах. В таком случае конкурсное предложение должно быть оформлено соответствующей записью (оригинал, копия).
Конкурсное предложение запечатывается в конверт. Конверт с конкурсным предложением представляется заказчику (организатору, уполномоченной организации) в порядке и сроки, указанные в конкурсных документах.
Конкурсные предложения регистрируются заказчиком (организатором, уполномоченной организацией) в порядке их поступления. По требованию участника заказчик (организатор, уполномоченная организация) выдает ему расписку с указанием даты и времени получения его конкурсного предложения.
Положение о поставщиках устанавливает срок, в течение которого претендент вправе представить конкурсное предложение при проведении открытого конкурса. Согласно п. 75 данный срок не может быть менее тридцати календарных дней, а на повторный открытый конкурс - пятнадцати дней с даты выхода номера официального (дополнительного) печатного издания, в котором опубликовано конкурсное приглашение. Заказчик (организатор, уполномоченная организация) может при необходимости продлевать окончательный срок представления конкурсных предложений (в период до его истечения) в случаях, если:
 изданы дополнения к конкурсным документам;
 один или несколько участников обратились с просьбой о его продлении в связи с невозможностью подготовки и представления им (ими) конкурсных предложений в установленные сроки.
Согласно же п. 39 Положения о тендерах данный срок должен был составлять не мене 30 дней и мог быть сокращен до 10 дней.
В соответствии с п.78 Положения о поставщиках требование к сроку действия конкурсных предложений устанавливается в конкурсных документах, который не может быть, как правило, более девяноста календарных дней. Исчисление такого срока начинается со дня вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, а заканчивается не ранее срока заключения договора.
Участник вправе изменить или отозвать свое конкурсное предложение до истечения окончательного срока его представления. Такое изменение или уведомление об отзыве действительно, если оно поступило до истечения окончательного срока представления конкурсного предложения. После истечения окончательного срока представления конкурсных предложений не допускается внесение изменений по существу конкурсного предложения.

Конверты с конкурсными предложениями, поступившими на открытый конкурс, вскрывает конкурсная комиссия в день, установленный в качестве окончательного срока их представления или продленного окончательного срока, в порядке и месте, указанных в конкурсных документах. Вскрытию подлежат все конверты с конкурсными предложениями, поступившими до истечения окончательного срока их представления, в порядке их регистрации.
Конкурсное предложение не вскрывается и возвращается представившему его участнику в случае, если:
 конкурсное предложение получено после истечения окончательного срока представления конкурсных предложений;
 получено только одно конкурсное предложение.
К дальнейшему участию в открытом конкурсе допускаются только те конкурсные предложения, которые объявлены при вскрытии конвертов с конкурсными предложениями.
Положением о поставщиках установлено, что тендерные предложения, прошедшие процедуру вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, подлежат рассмотрению конкурсной комиссией на их соответствие требованиям конкурсных документов в течение десяти рабочих дней со дня проведения процедуры вскрытия конвертов с конкурсными предложениями (п. 99).

Положение о поставщиках устанавливает случае, когда конкурсная комиссия обязана отклонить конкурсное предложение (п. 104):
 оно не отвечает требованиям конкурсных документов;
 участник, представивший его, отказался внести в него изменения и исправить выявленные в нем ошибки или неточности;
 участник, представивший его, не может быть участником в соответствии с требованиями Положения о поставщиках;
 по истечении окончательного срока представления конкурсных предложений участником представлено новое конкурсное предложение. В этом случае отклоняются оба конкурсных предложения;
 участник, выбранный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), отказался подтвердить или не подтвердил свои квалификационные данные.
Заказчик (организатор, уполномоченная организация) обязан в течение трех рабочих дней после принятия такого решения уведомить участника, конкурсное предложение которого отклонено, с указанием причины отклонения.

Положение о поставщиках ограничивает случаи, когда конкурсная комиссия вправе отклонить все конкурсные предложения. Так, в соответствии с п. 105 Положения о поставщиках конкурсная комиссия имеет право отклонить все конкурсные предложения до выбора наилучшего из них (если такое право предусмотрено конкурсными документами) по следующим основаниям:
 в случае утраты заказчиком необходимости приобретения товаров (работ, услуг) в связи с чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами;
 если все конкурсные предложения содержат невыгодные для заказчика (уполномоченной организации) условия.
По сравнению с Положением о поставщиках, Положение о тендерах в п. 67 устанавливает, что заказчик имеет право отклонить все тендерные предложения до акцепта одного из них, если это право предусмотрено тендерными документами. По запросу представивших тендерные предложения претендентов заказчик сообщает причины отклонения всех тендерных предложений, но не обязан давать подробные объяснения.

Указ уточняет критерии, в соответствии с которыми должны оцениваться конкурсные предложения. Согласно п. 108 Положения о поставщиках критериями оценки конкурсных предложений являются цена конкурсного предложения, а также другие критерии, которыми могут быть:
 характеристики товаров (работ, услуг);
 сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
 расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, связанные с товарами (работами, услугами);
 порядок и сроки осуществления платежей;
 условия предоставления гарантий на товары (работы, услуги);
 другие критерии, которые заказчик (организатор, уполномоченная организация) сочтет необходимыми для конкретной закупки.

Указ подробно регламентирует процедуру заключения самого контракта (Глава 21).
Подписанный заказчиком (уполномоченной организацией) договор направляется выбранному поставщику (подрядчику, исполнителю), как правило, одновременно с уведомлением о результатах открытого конкурса, но не позднее чем через десять календарных дней после принятия решения о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя).
Договор заключается в течение срока действия конкурсного предложения, но не позднее чем в двадцатидневный срок со дня направления договора выбранному поставщику (подрядчику, исполнителю).
С момента принятия решения о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) до заключения договора ни заказчик (уполномоченная организация), ни выбранный поставщик (подрядчик, исполнитель) не имеют права предпринимать какие-либо действия, направленные на изменение договора, препятствующие его заключению, за исключением проведения переговоров по снижению цены наилучшего конкурсного предложения выбранного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Положение о поставщиках устанавливает случаи, когда открытый конкурс признается несостоявшимся. В соответствии с п. 119 такими случаями являются:
 если представлено менее двух конкурсных предложений;
 если в результате отклонения конкретных конкурсных предложений их осталось менее двух;
 отклонения всех конкурсных предложений до выбора наилучшего из них;
 неутверждения или несогласования в соответствии с требованиями Положения о поставщиках решения о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя);
 если выбранный поставщик (подрядчик, исполнитель) не подписал договор и конкурсной комиссией принято решение применить к закупке повторный открытый конкурс либо иной вид процедуры закупок;
 если до заключения договора в ходе рассмотрения вопроса об обжаловании действий (бездействия) и решений заказчика (организатора, уполномоченной организации) и (или) конкурсной комиссии руководителем заказчика (организатора, уполномоченной организации) или вышестоящим органом принято решение о прекращении открытого конкурса;
 если до заключения договора в результате проверки (ревизии) уполномоченными на то органами были выявлены нарушения в проведении конкурса и сделаны соответствующие предписания.
Если открытый конкурс признан несостоявшимся либо в случае, когда выбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществлен не по всем частям закупаемых товаров (работ, услуг), заказчик (организатор, уполномоченная организация) может применить повторный открытый конкурс или иной вид процедуры закупки.

Закрытый конкурс (Глава 25)

Основанием проведения закрытого конкурса является согласно п. 128 Положения о поставщиках то факт, что информация о закупаемых товарах (работах, услугах) может повлечь распространение сведений, составляющих государственные секреты. Заказчик (организатор, уполномоченная организация) применяет закрытый конкурс с согласия вышестоящего органа.
Суть закрытого конкурса заключается в том, что приглашение к участию в закрытом конкурсе не подлежит размещению в официальном (дополнительном) печатном издании и на официальном (дополнительном) сайте. Заказчик (организатор, уполномоченная организация) не позднее чем за тридцать дней до истечения окончательного срока представления конкурсных предложений на участие в этом конкурсе направляет индивидуальные приглашения известным ему потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Их количество должно быть достаточным для обеспечения добросовестной конкуренции, но не менее двух. Срок подготовки и представления конкурсных предложений на закрытый конкурс начинается с даты направления индивидуальных приглашений.
Участники закрытого конкурса не допускаются к вскрытию конвертов с конкурсными предложениями.
Сведения о результатах закрытого конкурса не направляются для размещения в официальном (дополнительном) печатном издании и на официальном (дополнительном) сайте, не представляются участникам конкурса и иным лицам.

Двухэтапный конкурс (Глава 26)

Процедура проведения двухэтапного конкурса схожа с ограниченной процедурой тендеров, предусмотренном Положением о тендерах. Однако законодательство устанавливает разные основания для их проведения. В соответствии с п. 5 Положения о тендерах основанием проведения закупок по ограничительной процедуре проведения тендеров является закупка технически сложных товаров, сложных работ и услуг в целях ограничения числа претендентов, способных обеспечить удовлетворительное осуществление контракта закупки, а также уточнения вопросов, связанных с предметом закупки, заказчик может принять решение об использовании ограниченной процедуры тендера.
Основанием же проведения двухэтапного конкурса согласно п. 133 Положения о поставщиках является:
 невозможно определить характеристики товаров (работ, услуг), составить их подробные спецификации и для выявления различных возможностей потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) необходимо провести с ними переговоры или запросить у них предварительные конкурсные предложения;
 требуется проведение научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок;
 заказчик (организатор, уполномоченная организация) принял решение о проведении предварительной квалификации участников.
Двухэтапный конкурс представляет собой совокупность следующих этапов:
 первый - запрос у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предварительных конкурсных предложений, касающихся технических, качественных или иных характеристик закупаемых товаров (работ, услуг), договорных условий их поставки (выполнения, оказания), за исключением цены конкурсного предложения, рассмотрение предварительных конкурсных предложений, проведение при необходимости переговоров (индивидуальных, совместных) с участниками по вопросам содержания их предварительных конкурсных предложений, определение участников, соответствующих квалификационным требованиям;
 второй - внесение заказчиком (организатором, уполномоченной организацией) изменений и (или) дополнений в конкурсные документы по результатам первого этапа двухэтапного конкурса, запрос окончательных конкурсных предложений участников, прошедших первый этап этого конкурса, подведение итогов.
После подведения итогов первого этапа двухэтапного конкурса заказчик (организатор, уполномоченная организация) в течение трех рабочих дней уведомляет участников о результатах и приглашает к участию во втором этапе этого конкурса участников, прошедших его первый этап.
Срок подготовки и подачи предварительных конкурсных предложений на первый этап двухэтапного конкурса должен быть не менее двадцати календарных дней, окончательных конкурсных предложений на второй этап этого конкурса - не менее тридцати календарных дней. В случае проведения повторного двухэтапного конкурса срок подготовки и подачи предварительных конкурсных предложений на его первый этап может быть не менее десяти календарных дней, окончательных конкурсных предложений на его второй этап - не менее пятнадцати календарных дней.
Индивидуальные переговоры с участниками по вопросам, касающимся содержания их предварительных конкурсных предложений, должны быть конфиденциальными, а результаты совместных переговоров - заноситься в справку о процедуре закупки.
Конкурсная комиссия подводит итоги двухэтапного конкурса в срок, как правило, не более тридцати календарных дней со дня вскрытия конвертов с окончательными конкурсными предложениями, представленными на второй его этап.

Процедура запроса ценовых предложений (глава 27)

Под процедурой запроса ценовых предложений понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором извещение о проведении этой процедуры размещается путем открытой публикации или направляется юридическим и физическим лицам индивидуально, а победителем признается поставщик (подрядчик, исполнитель), предложивший наименьшую цену ценового предложения.
Процедура запроса ценовых предложений проводится в случае, если ориентировочная стоимость закупки (исходя из годовой потребности) составляет от 1000 до 8000 базовых величин. В целях применения данного вида процедуры закупки запрещается разделять на части годовую потребность заказчика в однородных товарах (работах, услугах).
Заказчик (организатор, уполномоченная организация) извещает о проведении им процедуры запроса ценовых предложений путем размещения такого запроса в официальном (дополнительном) печатном издании и на официальном (дополнительном) сайте. В случае закупки товаров (работ, услуг), информация о которой может повлечь распространение сведений, составляющих государственные секреты, юридические и физические лица приглашаются к участию в процедуре запроса ценовых предложений индивидуально. Состав таких лиц согласовывается с руководителем (уполномоченным им заместителем) заказчика (организатора, уполномоченной организации) либо с индивидуальным предпринимателем и должен включать известных заказчику (организатору, уполномоченной организации) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Их количество должно быть достаточным для обеспечения добросовестной конкуренции, но не менее трех.
Запрос ценовых предложений должен быть опубликован (направлен) не позднее чем за десять календарных дней до истечения окончательного срока представления ценовых предложений для участия в процедуре запроса ценовых предложений.
Юридическое или физическое лицо, желающее принять участие в процедуре запроса ценовых предложений, направляет заказчику (организатору, уполномоченной организации) ценовое предложение. Каждый участник вправе представить только одно ценовое предложение, которое не может быть впоследствии им изменено.
Комиссия вправе отклонить все ценовые предложения до выбора наилучшего из них (если такое право предусмотрено запросом ценовых предложений) по следующим основаниям:
 в случае утраты заказчиком необходимости приобретения товаров (работ, услуг) в связи с чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами;
 если ценовые предложения содержат невыгодные для заказчика (уполномоченной организации) условия.
Оценка ценовых предложений осуществляется при:
 наличии их не менее трех;
 соответствии этих предложений требованиям запроса ценовых предложений;
 поступлении их до истечения окончательного срока представления таких предложений.
В случае участия в процедуре запроса ценовых предложений участников, предлагающих товары (работы, услуги) как белорусского, так и иностранного происхождения, при оценке ценовых предложений применяется преференциальная поправка к цене ценового предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь, в виде уменьшения ее на 15 процентов.
Критериями оценки ценовых предложений являются наименьшая цена ценового предложения и иные критерии, которые заказчик (организатор, уполномоченная организация) сочтет необходимыми при данной закупке.
При поступлении менее трех ценовых предложений, отклонении всех ценовых предложений либо в случае, когда выбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществлен не по всем частям закупаемых товаров (работ, услуг), заказчик (организатор, уполномоченная организация) может применить повторную процедуру запроса ценовых предложений либо иной вид процедуры закупок.
Итоги процедуры запроса ценовых предложений должны быть подведены в течение пяти рабочих дней по истечении срока представления таких предложений. В случае необходимости ценовая комиссия может принять решение о продлении этого срока.
После принятия решения о выборе наилучшего ценового предложения и поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор, уполномоченная организация) в течение трех рабочих дней уведомляет об этом выбранного им поставщика (подрядчика, исполнителя) и одновременно направляет ему договор.
После заключения договора либо завершения процедуры запроса ценовых предложений с иным результатом заказчик (организатор, уполномоченная организация) в течение трех рабочих дней уведомляет об этом всех участников.
В течение пятнадцати календарных дней после заключения договора либо завершения процедуры запроса ценовых предложений с иным результатом заказчик (организатор, уполномоченная организация) направляет информацию об этом для размещения в официальном (дополнительном) печатном издании и на официальном (дополнительном) сайте.

Процедура оформления конкурентного листа (Глава 28)

Под процедурой оформления конкурентного листа понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик (организатор, уполномоченная организация) осуществляет его выбор посредством сбора информации о цене за единицу товара (работы, услуги) не менее чем у трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если такого количества их нет, и предлагает заключить договор поставщику (подрядчику, исполнителю), цена за единицу товара (работы, услуги) которого будет наименьшей.
Процедура оформления конкурентного листа проводится при ориентировочной цене закупки от 30 до 1000 базовых величин (без обязательного опубликования приглашения к участию в ней в средствах массовой информации и создания комиссии). Запрещается разделять на части годовую потребность заказчика в однородных товарах (работах, услугах) с целью применения данного вида процедуры закупки.
При проведении процедуры оформления конкурентного листа количество ее участников должно быть достаточным для обеспечения добросовестной конкуренции, но не менее трех, за исключением случая, если такого количества их нет.
При ориентировочной стоимости закупки от 30 до 100 базовых величин допускается получение информации о цене предмета закупки за единицу товара (работы, услуги) в устной форме с указанием источника такой информации.
Критериями выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении процедуры оформления конкурентного листа являются наименьшая цена за единицу товара (работы, услуги), а также иные критерии, которые заказчик (организатор, уполномоченная организация) сочтет необходимыми при данной закупке.
При этом к цене товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь, предлагаемых участниками, применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены на 15 процентов в случае сравнения в процедуре оформления конкурентного листа цен товаров (работ, услуг) участников, предлагающих товары (работы, услуги) как белорусского, так и иностранного происхождения.
Заказчик (организатор, уполномоченная организация) в день проведения процедуры оформляет конкурентный лист.

Процедура закупки из одного источника (Глава 29)

Под процедурой закупки из одного источника понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик (организатор, уполномоченная организация) предлагает заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).
Процедура закупки из одного источника проводится при ориентировочной цене закупки, равной или выше 30 базовых величин, в случае, если:
 возникла срочная потребность в определенных товарах (работах, услугах), закупка которых не была предусмотрена годовым планом закупок, и применение процедуры запроса ценовых предложений, проведение конкурса нецелесообразно с учетом затрат времени вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств;
 заказчиком (организатором, уполномоченной организацией), осуществившим закупки у определенного поставщика (исполнителя, подрядчика), установлено, что дополнительные закупки с целью стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должны быть произведены у того же поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом должны учитываться эффективность первоначальных закупок с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика (уполномоченной организации), ограниченность объема дополнительной закупки по сравнению с первоначальной, разумность цены и непригодность альтернативных товаров (работ, услуг).
Подтверждение исключительности прав на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) определенным юридическим или физическим лицом входит в компетенцию заказчика (организатора, уполномоченной организации), который при необходимости может обращаться за соответствующим подтверждением в организации, определяемые Советом Министров Республики Беларусь;
 возникла необходимость в закупке товаров (работ, услуг) ежедневной потребности до заключения договора по результатам процедуры запроса ценовых предложений, конкурса;
 в результате проведения конкурса было представлено только одно конкурсное предложение либо в результате проведения процедуры запроса ценовых предложений было представлено одно или два ценовых предложения и комиссией рекомендовано применение процедуры закупки из одного источника. В таком случае может рассматриваться предложение, поступившее на процедуру запроса ценовых предложений (на конкурс), при согласии участника, которым оно представлено;
 участник отказался от заключения договора и комиссией рекомендовано применение процедуры закупки из одного источника.
При проведении процедуры закупки из одного источника кандидатура ее участника согласовывается с руководителем (уполномоченным им заместителем) заказчика (организатора, уполномоченной организации) либо с индивидуальным предпринимателем.

8. Обжалование решений, принимаемых по результатам проведения закупок

Положение о поставщиках по иному регламентирует порядок обжалования решений, принимаемых в процессе или по результатам закупок.
Указ по-новому изложил процедуру обжалования действий (бездействий) решения заказчика о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя). Так, в соответствии с п. 167 Положения о поставщиках участник вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения заказчика (организатора, уполномоченной организации) и (или) комиссии его (ее) руководителю. Жалоба может быть подана только до заключения договора.
Положение о поставщиках предоставляет участнику закупок право  до обращения в суд обжаловать действий (бездействий) заказчика и (или) комиссии в вышестоящий орган. Однако этим правом он может воспользоваться лишь до заключения договора.
После получения жалобы заказчик (организатор, уполномоченная организация) или вышестоящий орган в течение трех рабочих дней письменно уведомляет участников и государственные органы, интересы которых затронуты (могут быть затронуты) в результате рассмотрения жалобы, о ее содержании, в том числе о месте и времени рассмотрения жалобы.
Участник, не принявший участия в рассмотрении жалобы, впоследствии лишается права подачи аналогичной жалобы по данной закупке.
Любой государственный орган, интересы которого затронуты или могут быть затронуты в результате рассмотрения жалобы, имеет право участвовать в процедуре ее разрешения.
Жалоба должна быть рассмотрена с принятием решения в срок не более пятнадцати календарных дней с даты ее поступления.
Руководитель заказчика (организатора, уполномоченной организации) либо вышестоящий орган вправе в отношении структурного подразделения и (или) ответственного лица из состава работников заказчика (организатора, уполномоченной организации) и (или) комиссии (на которых возложена организация и проведение процедуры закупки, явившейся предметом обжалования) принять одно либо несколько следующих решений:
 обязать совершить действия, применить процедуры либо принять решение, соответствующие Положению о поставщиках;
 полностью или частично отменить незаконное решение. При этом он не вправе принять решение о расторжении договора после его заключения;
 обязать заказчика (организатора, уполномоченную организацию) возместить убытки, понесенные участником, подавшим жалобу, в связи с участием в процедуре закупки и в результате незаконного действия (бездействия) либо решения заказчика (организатора, уполномоченной организации) и (или) комиссии;
 распорядиться о прекращении процедуры закупки и обязать заказчика (организатора, уполномоченную организацию) провести повторную процедуру закупки;
 признать жалобу необоснованной;
 разрешить заключение договора в определенные заказчиком (уполномоченной организацией) сроки, если Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь или вышестоящим органом установлены сроки проведения процедуры закупки, не позволяющие осуществить ее в сроки, предусмотренные Положением о поставщиках.
Решение руководителя заказчика (организатора, уполномоченной организации) или вышестоящего органа в течение трех рабочих дней с даты его вынесения направляется участнику, подавшему жалобу, заказчику (организатору, уполномоченной организации), другим участникам и государственному органу, принявшим участие в разрешении жалобы.
В случае подачи жалобы руководитель заказчика (организатора, уполномоченной организации) или вышестоящий орган, рассматривающий жалобу, приостанавливает процедуру закупки на срок до семи календарных дней.
Руководитель заказчика (организатора, уполномоченной организации) или вышестоящий орган, разрешающий жалобу, вправе продлить срок приостановления процедуры закупки, с целью обеспечения прав участника, подавшего жалобу, до ее разрешения на общий срок не более тридцати календарных дней.
Приостановление процедуры закупки не применяется, если Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь или вышестоящим органом установлены сроки проведения этой процедуры, не позволяющие осуществить ее в сроки, предусмотренные Положением о поставщиках. Решение с обоснованием необходимости продолжения процедуры закупки принимается руководителем заказчика (организатора, уполномоченной организации) или вышестоящим органом, разрешающим жалобу, приобщается к справке о процедуре закупки и подлежит обжалованию в судебном порядке.
Действия (бездействие) и решения заказчика (организатора, уполномоченной организации) и (или) комиссии, его (ее) руководителя либо вышестоящего органа могут быть обжалованы в судебном порядке. Формулировка п. 182 Положения о поставщиках дает основание сделать вывод, что для обжалования действия (бездействие) и решения заказчика (организатора, уполномоченной организации) и (или) комиссии, его (ее) руководителя либо вышестоящего органа не требуется соблюдение обязательного досудебного порядка.

©Компания "Царев и партнеры" 2004-2011.