home forum print email
Главная О компании и услугах Новости Запись на консультацию Полезные сайты
English version Русская версия
РАЗДЕЛЫ САЙТА
Форум
Справка
Аналитика
Трудоустройство
Поиск
БЫСТРЫЙ ПОИСК
ПАРТНЁРЫ
Интернет-ресурс для бухгалтера
Стать партнером
РЕЙТИНГИ
Rating All.BY   Rambler's Top100  
   

НАЛОГИ 2013

04/02/2013
Представляем традиционный обзор изменений налогового законодательства в 2013 году.
В настоящем материале приводится краткая информация об основных изменениях налогового законодательства в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 26 октября 2012 года «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Вступают в силу с 1 января 2013 года.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Как для целей исчисления налога на добавленную стоимость, так и для целей исчисления налога на прибыль с 2013 года устанавливается только один метод определения момента фактической реализации - приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним.
Многочисленные изменения в соответствующих главах Налогового кодекса Республики Беларусь направлены на реализацию данного подхода к моменту признания выручки.
Дополнительные разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь относительно данных изменений содержатся в письмах от 07.12.2012 № 2-1-10/2515 «О некоторых вопросах исчисления НДС в 2013 году в «переходный» период» и от 29.11.2012 № 2-2-23/2432 «Об особенностях налогообложения прибыли в 2013 году».

1. Введена норма о том, что налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту постановки на учет промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы в течение двух рабочих дней со дня их утверждения в соответствии с законодательством.

2. Изменены критерии, при которых налоговые органы вправе осуществлять контроль рыночных цен при проверке налоговой базы по налогу на прибыль.
Для случая осуществления внешнеторговой деятельности, если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 20 миллиардов белорусских рублей на дату приобретения или на дату реализации товара и цена такой сделки отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены на товары на дату приобретения или на дату реализации – пределы отклонения с 20 процентов от рыночной стоимости увеличены до 60 процентов, цена сделки увеличена с 20 миллиардов белорусских рублей до 60 миллиардов белорусских рублей.
Аналогично для случая осуществления внешнеторговой деятельности, стороной которой является взаимозависимое лицо, если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 20 миллиардов белорусских рублей на дату приобретения или на дату реализации и цена такой сделки отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены на товары на дату приобретения или на дату реализации.

3. Введено определение термина «передача имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности» при реализации - это передача данных прав правообладателем полностью или частично другому лицу по договору, предусматривающему передачу (уступку) исключительных прав на такие объекты, а также предоставление правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) либо лицензиатом сублицензиату разрешения использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности.

4. При определении места реализации услуг расширен список услуг, для которых такое место определяется местом нахождения недвижимого имущества.
Так, местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом, в том числе возводимым (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Республики Беларусь.
Данное  положение будет применяться не только в отношении сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и внаем недвижимого имущества, услуг экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества, но также и в отношение непосредственно связанных с недвижимым имуществом инжиниринговых, дизайнерских услуг, услуг авторского и технического надзора за строительством.

5. Введено правило о порядке возврата излишни взысканной суммы дебиторской задолженности при взыскании налогов.
Если в результате исполнения банком решения налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации взысканная сумма дебиторской задолженности превышает сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику (иному обязанному лицу) - организации, то данная сумма денежных средств подлежит возврату дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации, если у такого дебитора отсутствуют неисполненные налоговые обязательства или неуплаченные пени.
Налоговый орган обязан сообщить дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации о каждом ставшем ему известным факте взысканных денежных средств в сумме, превышающей размер дебиторской задолженности (далее - сумма дебиторской задолженности), не позднее пяти рабочих дней со дня обнаружения каждого такого факта. Данное сообщение доводится налоговым органом до дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа. Сообщение о факте взысканных денежных средств в сумме, превышающей размер дебиторской задолженности, на бумажном носителе вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации.
В случае выявления факта наличия у дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней налоговым органом самостоятельно производится зачет суммы дебиторской задолженности в течение пяти рабочих дней со дня выявления такого факта.
Налоговый орган обязан сообщить дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации о произведенном зачете суммы дебиторской задолженности в счет исполнения налогового обязательства по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней не позднее пяти рабочих дней со дня проведения такого зачета.
Возврат суммы дебиторской задолженности производится на основании письменного заявления дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации и решения налогового органа.
Заявление о возврате суммы дебиторской задолженности может быть подано дебитором плательщика (иного обязанного лица) - организации не позднее двух месяцев со дня направления налоговым органом дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации сообщения о факте взысканной суммы дебиторской задолженности. Такое заявление подается дебитором плательщика (иного обязанного лица) - организации в налоговый орган, вынесший решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации.
Возврат суммы дебиторской задолженности производится налоговым органом не позднее пяти рабочих дней со дня подачи дебитором плательщика (иного обязанного лица) - организации заявления о возврате суммы дебиторской задолженности либо со дня зачета, произведенного в соответствии с частью третьей настоящего пункта. Возврат денежных средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации производится без начисления процентов.
Возврат суммы дебиторской задолженности осуществляется в той валюте, в которой законодательными актами предусмотрена уплата налога, сбора (пошлины), пени, взысканных за счет средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации.

6. Установлены сроки предоставления налоговой декларации (расчета) в случае ликвидации организации (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) – она представляется в течение пяти рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) за период с начала налогового периода по день подачи заявления о ликвидации (прекращении деятельности) включительно, если иное не установлено Кодексом. При этом по налогу на прибыль налоговая декларация (расчет) представляется независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения в указанный период.
При возникновении (наличии) объектов налогообложения в процессе ликвидации организации (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) налоговая декларация (расчет) по деятельности ликвидируемой организации (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) представляется не позднее чем за десять рабочих дней до дня представления ею (им) в регистрирующий орган ликвидационного баланса (уведомления о завершении процесса прекращения деятельности).
При наступлении сроков представления налоговой декларации (расчета), установленных настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь, начиная со срока представления налоговой декларации (расчета), определенного частью первой настоящего пункта, и до наступления срока представления налоговой декларации (расчета), определенного частью второй настоящего пункта, налоговая декларация (расчет) представляется в соответствии с требованиями части первой пункта 2 настоящей статьи.
При ликвидации филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц Республики Беларусь юридическим лицом, налоговые обязательства которого исполняли филиал, представительство и иное обособленное подразделение, представляется налоговая декларация (расчет) по деятельности такого подразделения за период до его ликвидации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла ликвидация.
При прекращении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство налоговая декларация (расчет) представляется не позднее пяти рабочих дней до завершения такой деятельности.
В случае прекращения осуществления лицензируемого вида деятельности частными нотариусами, адвокатами налоговая декларация (расчет) представляется в пятидневный срок со дня представления ими в лицензирующий орган уведомления о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности за период с начала налогового периода по день подачи указанного уведомления включительно.


ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Налог на добавленную стоимость
1. Регламентированы особенности исчисления налога на добавленную стоимость плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения.
В частности, плательщики налога при упрощенной системе налогообложения, применяющие этот особый режим налогообложения с уплатой НДС и ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с пунктом 1 статьи 291 Кодекса  момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяют как приходящийся на отчетный период день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за наличные денежные средства - день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

2. Согласно изменениям статьи 98 Кодекса перечень случаев увеличения налоговой базы НДС дополнен суммами, фактически полученными в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом.
Налоговая база налога на добавленную стоимость увеличивается у комиссионера в части дополнительной выгоды, причитающейся комиссионеру, у комитента - в части дополнительной выгоды, причитающейся комитенту.

3. Изменениями статьи 100 закреплен только один способ определения момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав – это приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним. Метод определения момента фактической реализации по мере поступления оплаты исключен.

4. Несколько изменился порядок определения момента фактической реализации дня выполнения работ (оказания услуг). Днем выполнения работ (оказания услуг), реализация которых осуществляется на постоянной (непрерывной) основе, признается последний день месяца выполнения таких работ (оказания таких услуг), если в документах (приемо-сдаточных актах и других аналогичных документах), оформленных до 20-го числа (включительно) месяца, следующего за месяцем выполнения таких работ (оказания таких услуг), содержится указание на месяц, в котором выполнены данные работы (оказаны данные услуги).
Для этих целей работами (услугами), реализация которых осуществляется на постоянной (непрерывной) основе, признаются работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основе долгосрочного договора (контракта), заключаемого на срок более трех месяцев, при условии, что заказчик работ (услуг) может использовать их результаты в своей деятельности в том месяце, в котором выполнены работы (оказаны услуги).
Днем выполнения строительных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ, оказания инжиниринговых услуг признается последний день месяца выполнения работ, оказания услуг. При неподписании заказчиком актов выполненных работ, оказанных услуг за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, днем выполнения строительных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ, оказания инжиниринговых услуг признается день подписания заказчиком актов выполненных работ, оказанных услуг.

5. Закреплена правовая основа для применения системы «tax free» при вывозе товаров. В соответствии с изменениями ставки НДС устанавливаются в размер ноль (0) процентов при реализации товаров в розничной торговле через магазины физическим лицам, не имеющим постоянного места жительства в государстве - члене Таможенного союза (далее в настоящей главе - иностранные лица), в случае вывоза иностранными лицами товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза в течение трех месяцев со дня приобретения товаров. Подтверждением постоянного места жительства иностранного лица за пределами государств - членов Таможенного союза является действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного лица или международной организацией (далее - документ для выезда за границу). Иностранные граждане, имеющие гражданство (подданство) двух и более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами (подданными) того государства, по документам для выезда за границу которого они въехали в Республику Беларусь;

6. Определено, что к экспортируемым транспортным услугам не относятся агентские (посреднические) услуги по оформлению и (или) реализации билетов на проезд пассажиров, на основании которых оказываются экспортируемые транспортные услуги. 
Таким образом, при продаже авиабилетов юридическим лицом Республики Беларусь подлежит уплате НДС по ставке 20%.

7. С 2013 года исключено ограничение на вычет сумм НДС по работам, услугам, имущественным правам, приходящихся на обороты по реализации работ, услуг, имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь
Налоговые вычеты, приходящиеся на указанные обороты, с 1 января 2013 г. подлежат вычету в общеустановленном порядке. На затраты относятся только суммы НДС, относящиеся к оборотам по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, включая обороты по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств - членов Таможенного союза.

8. В новой редакции изложены требования к документам, на основании которых производятся налоговые вычеты. В соответствии с новой редакцией пункта 5 статьи 107 Кодекса налоговые вычеты производятся:
- при приобретении плательщиком на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав - на основании первичных учетных документов установленной уполномоченными государственными органами формы, составленных на бланках, полученных продавцами в установленном законодательством порядке, либо составленных в виде электронных документов, созданных в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
- при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (кроме ввоза товаров с территории государств - членов Таможенного союза) - на основании деклараций на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой и документов (их копий), подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
- при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза - на основании налоговых деклараций (расчетов) по НДС и документов, подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров с территории государств - членов Таможенного союза.

9. Уточнен порядок принятия к вычету НДС по приобретаемым работам и услугам.
Принятие к вычету сумм НДС, предъявленных плательщику при приобретении работ (услуг), реализация которых осуществляется на постоянной (непрерывной) основе, производится в том отчетном периоде, в котором выполнены условия, установленные кодексом для осуществления вычета сумм НДС, при наличии до даты представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за этот отчетный период оформленных документов (приемо-сдаточных актов и других аналогичных документов), содержащих указание на период, к которому относятся выполненные работы (оказанные услуги). При отсутствии указанных документов до даты представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за этот отчетный период принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость производится за тот отчетный период, в котором получены оформленные документы (приемо-сдаточные акты и другие аналогичные документы).

10. Из кодекса исключены нормы, определяющие особенности осуществления налоговых вычетов в случае  передачи и получения права требования, перевода долга, зачета взаимных требований, а также расчетов третьими лицами.

11. В отношение вычета НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав комиссионером (поверенным) по поручению комитента (доверителя) исключено требование о том, что выделенные продавцом суммы НДС подлежат вычету комитентом (доверителем) на дату осуществления расчета с продавцом.  С 2013 года указанные суммы НДС принимаются к вычету комитентом (доверителем) на основании первичных учетных и расчетных документов комиссионера (поверенного), отвечающих требованиям пункта 5 статьи 107 Кодекса и выставленных им комитенту (доверителю).

12. Установлено, что при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров в качестве давальческого сырья (материалов) суммы НДС, взимаемые таможенными органами и уплаченные плательщиком по поручению иностранной организации (физического лица) - заказчика работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов), подлежат вычету у плательщика после их уплаты в бюджет Республики Беларусь при условии, что указанные суммы НДС не подлежат возмещению заказчиком.

Налог на прибыль
13. С 2013 года не являются объектом налогообложения налогом на прибыль:
- доходы, получаемые эмитентами от размещения акций;
- прибыль от отчуждения находящегося в государственной собственности имущества, при котором полученные денежные средства подлежат распределению в установленном законодательством порядке.

14. Изменен порядок определения даты передачи имущественных прав для целей признания выручки. 
До 2013 года днем передачи имущественных прав признается дата наступления права на получение платы в соответствии с договором.
С 2013 года датой передачи имущественных прав признается дата заключения соответствующего договора, если иное не установлено договором, но не может быть позднее даты поступления оплаты имущественных прав (иного прекращения обязательств по оплате имущественных прав, в том числе в результате зачета, уступки права требования, поступления средств от третьих лиц).

15. Изменился порядок признания внереализационных доходов для целей налогообложения.
До 2013 года внереализационные доходы определялись на основании документов бухгалтерского и налогового учета и отражались в том налоговом периоде, в котором они фактически получены плательщиком (за исключением банков).
С 2013 года дата отражения внереализационных доходов определяется плательщиком (за исключением банков) в соответствии с его учетной политикой, но не может быть позднее даты их получения, а в отношении доходов, по которым Кодексом закреплены особые правила о дате их отражения, - не позднее такой даты.

16. С 2013 года вводится правило о включении в состав внереализационных доходов не только сумм кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, но и суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки приобретательной давности, если это предусмотрено законодательством. Такие доходы отражаются на дату, следующую за днем истечения срока исковой давности или приобретательной давности.

Напомним, что в соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицо - гражданин или юридическое лицо, в собственности которого не находится имущество, но которое добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 282 - 284 и 286 Гражданского кодекса Республики Беларусь, начинается со дня, следующего за днем истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

17. Изменился порядок признания внереализационных расходов для целей налогообложения.
До 2013 года внереализационные расходы определялись на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражались в том налоговом периоде, в котором они фактически были понесены плательщиком (за исключением банков).
С 2013 года дата отражения внереализационных расходов определяется плательщиком (за исключением банков) в соответствии с его учетной политикой, но не может быть ранее даты, когда они были фактически понесены, а в отношении расходов, по Кодексом предусмотрены специальные правила определения даты их отражения - не может быть ранее такой даты.

18. Из состава внереализационных расходов исключены потери от произведенной в соответствии с законодательством уценки производственных запасов и готовой продукции.

19. С 2013 года прекращает действовать правило необходимости распределения транспортных расходов и процентов по кредитам, займам на остаток товара.

20. Установлено, что при определении инвестором (заказчиком, застройщиком) прибыли, полученной от реализации построенного им объекта недвижимости (его части), затраты, произведенные при создании объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к данному объекту недвижимости и безвозмездно переданные эксплуатационным организациям в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, принимаются в качестве затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг).

21. Окончание срока выпуска юридическими лицами – налоговыми резидентами Республики Беларусь облигаций, относимых к ценным бумагам, доходы от операций с которыми в соответствии со статьей 138 Кодекса не учитываются при определении валовой прибыли, продлено до 1 января 2015 года.

22. Уточнено, что объектом налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, не является оплата билетов на перевозку пассажиров в международных перевозках.

23. В число доходов иностранных организаций, в отношение которых физические лица признаются источниками выплаты, добавлены доходы иностранных организаций по кредитам, займам. Соответственно с 2013 года физические лица, выплачивающие такие виды доходов, обязаны будут выполнять обязанности налогового агента по удержанию налога на доходы.

Подоходный налог
24. С 8 000 000 рублей до 10 000 000 рублей увеличена сумма не облагаемых подоходным налогом доходов, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, получаемых от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы). С 530 000 рублей до 660 000 рублей – от иных организаций и индивидуальных предпринимателей.
Увеличены размеры необлагаемых доходов и по некоторым иным выплата.

25. До 1 января 2015 года продлен срок действия облигаций, по которым доходы плательщиков, полученные от их реализации (погашения) освобождаются от налогообложения (кроме доходов, полученных от реализации таких облигаций свыше их текущей стоимости на день продажи).

26. Сумма стандартного налогового вычета увеличена до 550 000 рублей при получении дохода в сумме, не превышающей 3 350 000 белорусских рублей в месяц.
Сумма вычета на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца увеличена до 155 000 рублей.
Изменены суммы также и по другим налоговым вычетам и порядку их предоставления.

27. Сумма социального налогового вычета, уплаченная плательщиком страховым организациям Республики Беларусь в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов, увеличена с 2 550 000 до 10 000 000 рублей.

Налог на недвижимость
28. С 2013 года уплата налога на недвижимость может производиться организациями по их выбору:
- один раз в год в размере годовой суммы налога не позднее 22 марта налогового периода или 
- ежеквартально не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала в размере одной четвертой годовой суммы налога.

29. Областным (Минскому городскому) Советам депутатов предоставлено право увеличивать, но не более чем в пять раз, ставки налога на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, неиспользуемым (неэффективно используемым), по перечню, утверждаемому ежегодно до 1 января каждого налогового периода областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

30. Наиболее значительным из изменений по налогу на недвижимость является сохранение общего порядка уплаты налога на недвижимость в отношении отдельного имущества и для отдельных категорий плательщиков при использовании УСН.
Во-первых, общий порядок уплаты налога на недвижимость сохраняется в отношении имущества, сдаваемого организациями и индивидуальными предпринимателями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование.
Во-вторых, общий порядок уплаты налога на недвижимость сохраняется для организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений) и машино-мест, признаваемых объектами обложения налогом на недвижимость превышает 1500 квадратных метров.

Данное правило не распространяется на бюджетные организации, республиканские государственно-общественные объединения, а также организационные структуры республиканского государственно-общественного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь», созданные в виде юридических лиц. Перечисленные лица несут обязанность по уплате налога на недвижимость только при сдаче принадлежащего им имущества в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

Отметим, что при определении общей площади учитываются все объекты, имеющиеся у организации на следующих правах, независимо от того, находятся ли они на балансе организации: 
- собственность,
- хозяйственное ведение,
- оперативное управление,
- пользование, если такое пользование является основой для обложения налогом на недвижимость в соответствии со ст. 184 Кодекса в новой редакции.

Для организации таким пользованием признается пользование, при котором имущество: 
- находится на балансе  и получено в финансовую аренду (лизинг) от белорусской организации;
- получено в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, или у физических лиц.

Для индивидуальных предпринимателей таким пользованием признается пользование, при котором имущество получено индивидуальным предпринимателем в финансовую аренду (лизинг), определяемую в соответствии с законодательством как финансовый лизинг, у организации, если по условиям договора финансовой аренды (лизинга) эти объекты не находятся на балансе организации-лизингодателя.

Приведем несколько примеров для иллюстрации возможных изменений
Организация, применяющая УСН, сдает в аренду индивидуальному предпринимателю помещение площадью 300 кв. м. Кроме того, данной организации принадлежит здание площадью 1000 кв.м.

Поскольку общая площадь недвижимого имущества организации составляет 1300 кв.м., то организация должна уплачивать налог на недвижимость в общем порядке только в отношении имущества, сдаваемого в аренду. Таким образом, налогообложению будет подлежать только помещение площадью 300 кв. м.
Если площадь недвижимости, используемой организацией самостоятельно, составит не 1000 кв.м., а 1400 кв.м., то налогообложению будет подлежать уже все имущество организации, как сданное, так и не сданное в аренду.
Организация, применяющая УСН, получила в лизинг от белорусской организации помещение площадью 700 кв. м. Договором лизинга предусмотрено, что объект не числится на балансе лизингодателя.
Кроме того, организация имеет в собственности двухэтажное здание, площадь каждого этажа которого равна 450 кв.м. 
Для определения общей площади необходимо сложить 450+450+700 =1600 кв.м., поскольку помещение, полученное в лизинг при таких условиях договора, учитывается при определении общей площади.
Таким образом, организация должна уплатить налог в отношении обоих объектов недвижимости, используемых в предпринимательской деятельности.

31. Изменены отдельные правила определения плательщика налога на недвижимость.
Ранее при передаче недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, между белорусскими организациями плательщиком признавалась та организация, на балансе которой в соответствии с договором числилось это имущество. Согласно изменениям это правило действительно только в отношении договоров финансовой аренды (лизинга). В отношении имущества, переданного в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование, налог на недвижимость будет уплачиваться организацией, выступающей арендодателем, лизингодателем или ссудодателем по договору.

32. В отношении объектов налога на недвижимость произошли следующие изменения. Капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся на реконструкции, модернизации, по которым превышен нормативный срок строительства, установленный проектной документацией, не признаются объектами сверхнормативного незавершенного строительства. Следовательно, ставка в 2% от их стоимости не применяется.

33. Также произошли изменения в порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость.
В частности изменен порядок исчисления налога в отношении сборно-разборных и передвижных зданий, биотуалетов. Ранее местом нахождения таких объектов являлась административно-территориальная единица, на территории которой они фактически располагались. В соответствии с вносимыми изменениями местом нахождения указанных объектов будет признаваться административно-территориальная единица, на территории которой располагается организация, в бухгалтерском учете которой они отражены.

Земельный налог
34. С 2013 года уплата земельного налога может производиться организациями (за исключением садоводческих товариществ) по их выбору без изменения в течение налогового периода:
- один раз в год в размере исчисленной суммы за год - не позднее 22 февраля текущего года или
- ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала - в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога.

35. Определено, что налоговая база земельного налога определяется на 1 января календарного года в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.

36. Как и в отношении налога на недвижимость наиболее значимыми являются изменения в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Земельный налог уплачивается этими лицами в общем порядке, если общая площадь их земельных участков превышает 0,5 гектара.

Общая площадь определяется по всем земельным участкам, которые являются объектом налогообложения земельным налогом, даже если в их отношении применяется освобождение от уплаты этого налога. Также в общую площадь земельных участков организации включаются участки, находящиеся в государственной собственности и полученные организацией в аренду. Индивидуальные предприниматели, кроме того, включают для определения общей площади земельные участки, принятые по наследству.

Отметим, что для определения общей площади индивидуальные предприниматели считают площадь только тех участков, которые используются ими в предпринимательской деятельности. Участки, не используемые в предпринимательской деятельности, не включатся в общую площадь, и облагаются земельным налогом в любом случае.

Приведем примеры
Организации, применяющей УСН, на праве постоянного пользования принадлежит 2 участка площадью 0,2 га каждый. Кроме того, данная организация получила в аренду по решению исполнительного комитета земельный участок, находящийся в государственной собственности, площадью 0,3 га.

С учетом нововведений данная организация не должна уплачивать арендную плату за земельный участок, полученный от исполнительного комитета, но должна учесть его при определении общей площади своих участков. Общая площадь в данном случае составит 0,7 га.

Значит, организация должна будет уплачивать земельный налог в общем порядке. Поскольку земли, находящиеся в государственной собственности и полученные организациями в аренду, не являются объектом обложения земельным налогом, то организация должна будет исчислить и уплатить налог в отношении земельных участков, принадлежащих ей на праве постоянного пользования.
 
Индивидуальный предприниматель имеет в собственности 3 земельных участка по 0,3 га. 

Если только один из них используется им в предпринимательской деятельности, то земельный налог подлежит уплате с двух других участков.
Если же в предпринимательской деятельности будут использованы два из трех участков, то земельный налог будет уплачиваться в отношении всех трех участков, поскольку общая площадь земель, используемых ИП в предпринимательской деятельности составит 0,6 га.

Экологический налог
37. Увеличены ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение 6 к Кодексу), за сбросы сточных вод (приложение 7 к Кодексу), за захоронение, хранение отходов производства (приложение 8 к Кодексу), за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ.

38. Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога, вправе производить уплату экологического налога по своему выбору:
- один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года или 
- ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога.

Налог при упрощенной системе налогообложения
39. Изменения, касающиеся случаев признания плательщиков налога при УСН плательщиками налога на недвижимость и налога на землю, рассмотрены выше в соответствующих разделах.

40. Уточнено, что из организаций плательщиками налога при УСН могут быть только юридические лица Республики Беларусь. Соответственно иностранные организации, их представительства в Республике Беларусь плательщиками налога при УСН быть не могут.

[+] Добавить в Google закладки [+] Добавить в Яндекс закладки
Читать другие новости

Комментарии

Ваше имя: Ваш Email:
Текст сообщения *:

Пожалуйста, введите символы, указанные на картинке:  Регистрационный код

12/12/2017 14:45:12
naples-photography
<a href="http://www.mattresscloseoutsofmiami.com/">mattresscloseoutsofmiami</a>, <a href="http://www.purfectlychic.com/">purfectlychic</a>,
[url=http://www.naples-photography.com/]naples-photography[/url]
12/12/2017 01:01:07
smoquebbc
<a href="http://www.lospinosdelcoto.com/">lospinosdelcoto</a>, <a href="http://www.kingsroadhack.com/">kingsroadhack</a>,
[url=http://www.smoquebbc.com/]smoquebbc[/url]
11/12/2017 21:09:23
spi3d
<a href="http://www.youcord.biz/">youcord</a>, <a href="http://www.lucioussmith.com/">lucioussmith</a>,
[url=http://www.spi3d.com/]spi3d[/url]
11/12/2017 19:11:34
emreaytekin
<a href="http://www.braincancercoach.org/">braincancercoach</a>, <a href="http://www.rotaryclubofnewcastle.com/">lifecareplanners</a>,
[url=http://www.mthollysnodrifters.org/]emreaytekin[/url]
11/12/2017 13:57:25
leadscustomersprofits
<a href="http://www.lastingsmilesdentalcare.com/">lastingsmilesdentalcare</a>, <a href="http://www.shutter-agency.com/">shutter-agency</a>,
[url=http://www.leadscustomersprofits.com/]leadscustomersprofits[/url]
11/12/2017 05:13:39
presonus-france
<a href="http://www.rushtorancho.com/">rushtorancho</a>, <a href="http://www.newvisionscorp.com/">newvisionscorp</a>,
[url=http://www.presonus-france.com/]presonus-france[/url]
11/12/2017 04:01:56
unetelatina
<a href="http://www.vodk4.com/">vodk4</a>, <a href="http://www.xaviercreativelabs.com/">xaviercreativelabs</a>,
[url=http://www.unetelatina.com/]unetelatina[/url]
1-7  8-14  15-21  22-28  29-35  >> 
©Компания "Царев и партнеры" 2004-2011.